ТОМСК, 8 сен – РИА Томск. Обновленный фонтан на площади Новособорной вновь станет светомузыкальным. Интеллектуальной составляющей фонтана занималось научно-производственное предприятие "Томская электронная компания" (НПП ТЭК), его замгендиректор Константин Кожевников рассказал РИА Томск, как программисты "учат" фонтан танцевать под музыку.
Как шла реконструкция Новособорной площади в Томске: видео >>>
Ранее сообщалось, что фонтан, установленный на площади Новособорной в 2003 году, будет полностью обновлен. Специалисты очистят от водного камня и плесени основную стелу, сменят облицовку и "начинку".
Не первый опыт
Последние годы фонтан на Новособорной работал, но был лишен первоначально заложенного функционала: работа под музыку и световые эффекты отсутствовала.
© Валерий Доронин
Ремонт на Новособорной
За время работы фонтана, с момента открытия, его "внутренности" сильно износились. Когда специалисты городской администрации в рамках реконструкции обновили насосы и кабельные линии связи, стало понятно, что и автоматика на объекте тоже требует замены. На этом этапе к работе и привлекли НПП ТЭК.
© Валерий Доронин
Для предприятия это не первый опыт по автоматизации подобного объекта. В 2004 компания занималась аналогичным проектом для фонтана на набережной Ушайки, который был открыт к 400-летию города. Дебютный проект тогда поручили программисту Сергею Поселову.
"Тогда он был еще практикантом. Ему дали первое задание и сказали, что если он справится, то возьмут на работу", – рассказывает Кожевников.
Молодой специалист выполнил работу успешно, так что вопросов, кто будет делать новый проект, не возникло. "Теперь Сергей уже подходил к делу как опытный профессионал", – добавляет собеседник агентства.
Пой мне красным, пой мне синим…
Суть автоматизации фонтана в том, чтобы работая по заложенному в специальной программе алгоритму, он мог продемонстрировать себя во всей красе.
Вот и в данном случае новая система управления позволит фонтану работать в различных режимах в соответствии с заложенным временным расписанием и музыкальным сопровождением.
© РИА Томск. Залина Амирова
По этим режимам автоматика управляет действиями внутри механизмов фонтана, меняя интенсивность подачи воды и очередность подключения контуров форсунок фонтана. Допустим, есть режим, когда из нижних форсунок вода бьет сильнее, а из верхних – слабее. А можно сделать наоборот – и общая композиция фонтана изменится. Также можно изменить и алгоритм работы подсветки.
Но главный режим работы фонтана должен обеспечивать синхронные изменения воды, света и музыки – когда струи воды меняют свою высоту, чередуются в особом порядке, подсвечиваются согласно темпу и общему настроению музыки.
Делается это так: любая музыкальная композиция раскладывается на звуковые частоты – от низких до высоких. А далее оператор фонтана задает взаимосвязи между элементами фонтана. Тем самым можно создавать различные светомузыкальные композиции.
"Остается привязать определенный частотный диапазон к определенному цвету в подсветке фонтана и определенной форсунке. Условно, синий свет может отвечать за низкие частоты, зеленый – за средние, а красный – за высокие. Например, когда будет песня Уитни Хьюстон, будет гореть больше красного. А если Rammstein – синего. И это все также синхронизировано со струями фонтана", – поясняет Кожевников.
Играя на воде
Он уточнил, что задачи по проекту, касающемуся фонтана на Новособорной, решались проще, чем когда шла работа над фонтаном на Ушайке, хоть и сроки на реализацию в один календарный месяц, отведенные администрацией города, первоначально казались рискованными. Специальные контроллеры для освещения и спектрометры тогда ТЭК делала сама, так как в России не было нужного для этого оборудования. А сейчас используются уже готовые решения.
Как объяснил Кожевников, разработанное программное обеспечение и оборудование позволяет удаленно, со своего рабочего места и при наличии интернета, круглосуточно следить за состоянием работы фонтана, координировать режимы и менять алгоритмы. Это позволяет комбинировать вариации струй и подсветки, создавая различные композиции.
"Мы хотели, чтобы фонтан перестал быть обычным. Оживился, заиграл новыми красками. Понятно, что есть куда более продвинутые технологии в этой сфере, плюс ко всему мы не специализируемся на подобных работах, но мы старались… Сделали своего рода пианино. А как на нем будут играть – в данном случае создавать интересные светомузыкальные творения – задача уже хорошего "пианиста" из администрации ", – добавил он в заключение.